Наставления Христа ученикам, принятые христианской церковью для
исцеления души и тела, оказали сильное влияние на развитие медицины и
фармации начиная со средних веков и до настоящего времени. Монастыри
(от греч. monaaterion — келья отшельника) представляли собой общины
монахов или монахинь, имеющие единые правила (уставы) жизни. В раннем
средневековье монастыри играли в жизни общества положительную роль и
способствовали распространению грамотности, книжного дела, медицинских
знаний среди населения. проживающего около них. Одним из самых
влиятельных орденов монахов в Италии являлся орден бенедиктинцев,
основанный в 529 г. Бенедиктом Нурсийеким. Местом обитания ордена
монахов-бенедиктинцев являлся монастырь Монте-Кассино. Постепенно орден
расширился и основал свои монастыри в Швейцарии, Германии и Венгрии. По
роду своей деятельности монахи-бенедиктинцы приложили немало усилий для
переводов и переписывания старинных рукописных книг, сопровождая их
примечаниями и необходимыми комментариями, которые наполнили старинные
манускрипты смыслом, понятным для современников, и сделали их полезными
для широкого читателя. В частности, из старинных медицинских книг
извлекались описания методов лечения различных заболеваний, а также
способы приготовления лекарств для этих целей. Кстати, аптека оптовых цен . При монастырях монахи
закладывали огороды лекарственных растений, занимались их выращиванием и
разведением, составляли свои собственные книги-эелейники (herbaria).
Отсюда впоследствии и произошло название книг «Hortus eanttatU* для
изданий, в которых описывались лекарственные растения. Характерным для
монастырской медицины и фармации являлось присвоение лечебным растениям
имен святых. Так, например, растение ястребинка кудрявая (Herba oculi)
монахи называли Oculue Christi (глаз Христа), цветы пиона (Ftores
paeoniae) — Rosa Sanciae Mariae (розы Святой Марии). Зверобой, который,
по верованиям бенедиктинцев, обладал силой изгонять злых духов, они
называли Herba Sancti Johannis или Herba Fugae Demonum (трава святого
Иоанна или трава, изгоняющая бесов). Название Herba Sanctae Cruets
переводилось как трава Святого Креста, а нам это растение известно как
обычный табак — Herba Nicotianae. Даже нечистую силу монахи увековечили в
названиях растений, например, radix Morsus Diabott (корень Злого
Дьявола) — растения, корни которых были повреждены и потеряли свои
лечебные свойства. Первые сведения о существовании при монастырях
аптек, т.е. помещений, в которых изготавливались лекарства, приходятся
на эпоху Карла Великого (VIII в.). Изучая сохранившиеся развалины
монастыря Святого Галена в Швейцарии (830 г.), ученые предположили, что в
нем было несколько специальных помещений, предназначенных для приюта и
лечения больных. Документы свидетельствуют о том, что кельи, в которых
лежали тяжелобольные, назывались Cubiculum valde infirmorum, помещения, в
которых проводилось лечение (различные операции, процедуры и т.д.) —
Domus medicorum, а помещения, приспособленные для изготовления лекарств,
— Armarium pigmentorum. Монастырские «аптеки» обеспечивали лекарствами
обитателей монастыря и больных в больнице-приюте. Над приготовлением
лекарств в аптеках трудились специально подготовленные монахи, их
называли инфирмирцы (от лат. infirmorum). С тех времен в обиход вошел
обычай выдавать лекарства послушникам и другим духовным особам из
монастырей по предъявлении рецепта и за оплату. Высшее духовенство часто
возражало против продажи лекарств из монастырских аптек за
деньги.Большой вклад в развитие монастырской фармации в те времена
внесли работы святой Гильдегарды (1099-1179). Гильдегарда являлась
аббатисой построенного ею монастыря Рупертсберг близ города Бингема над
Рейном. Она славилась широкой эрудицией в медицинской области. Известна
Гильдегарда и как пророчица. Ее пророческий дар был призван в 1147 г.
папой Евгением III.Она описала около 250 лекарственных
растений.Упоминает о тысячелистнике,мальве, пионе, гвоздике, валериане.
Впервые выявила лекарственные свойства арники и пилоселлы.Изобретение
корковых пробок для укупорки бутылок и аптечных склянок приписывается
бенедиктинскому монаху Дом Периньону (1638-1715), который начал такими
пробками укупоривать бутылкис шампанским около 1680 г.
|